Парламентом Кыргызской республики внесены существенные поправки в закон, который защищает права граждан, пострадавших в результате репрессий. Изменения уже неоднократно вносились, но седьмой пакет поправок по масштабам существенно превосходит все предыдущие. Текст закона о десоветизации в Кыргызстане впервые был подписан в 1994 году. В рассмотрение берется временной интервал, начиная с 1917 до момента независимости республики.

Какие изменения в законе?

С юридической точки зрения данный закон очень сложный, чтобы понять его основные положения, необходимо внимательно читать каждый пункт. Внедрить его в дело – задание куда более сложное. Связана сложность с тем, что в рассмотрение берутся дела военного периода, и даже постреволюционные. Естественно, живых свидетелей уже нет, и чиновники опираются на сохранившиеся документы.

Соответственно, продолжительность рассмотрения дел сильно затягивается. Соавторы поправок законопроекта стремятся сократить процесс рассмотрения дел. Они настаивают на расширении перечня преступлений, гарантирующий жертвам реабилитацию.  

Идеи дополнить и расширить существующий закон принадлежит не только кыргызским политическим силам, но и внешнему политическому сообществу. Мировые правозащитники хотят получить доступ к засекреченным файлам и архивной документации. Такие действия идут вразрез с законодательством Кыргызстана.

Нововведением, согласно обновленным статьям закона, является включение в состав комиссий НПО. Члены внешних правозащитных организаций помогут в эффективном решении дел и ускорят процесс реабилитации. При этом ставится под вопрос компетентность таких комиссий. Ведь представители таких ведомств мало знакомы с историческими и социальными аспектами кыргызского общества, и не осведомлены особенностью жизни в регионе. 

Обоснованное волнение

Поправки уже вынесены на рассмотрение. И велика вероятность, что их без колебаний примут, поскольку велика внешняя поддержка. Социологи и историки переживают относительно ряда моментов:

  • Кроме квалифицированного юриста в рассмотрении должен участвовать историк. Однако такой специалист не учтен правками, а значит, не будет в составе комиссий.
  • Свободный доступ к архивам. Секретная информация может быть использована в интересах других стран.
  • Поскольку лица, которых планируют реабилитировать, уже нет в живых, учитывая давность рассматриваемых дел, но у них остались потомки. Из-за возможной утечки секретных фактом стоит серьезная угроза беспорядков и даже вооруженных конфликтов внутри страны.