
13:55, 12 мая 2017 г.
Куда приплыл атырауский рыбкомбинат (ВИДЕО)
Бывший флагман рыбной промышленности «Атырау Балык» в лихих 90-х сперва дешево приватизировали, выжали все "соки" и потом продали обратно государству. Что стало с имуществом преемника – КГП «Жайык Балык» и какова сейчас участь огромной территории с производственными цехами?
ИЗ РУК В РУКИ
Знаменитый Гурьевский рыбоконсервный комбинат был создан в 30-х годах прошлого столетия. С переходом предприятия в начале 90-х в частные руки ходило много разных слухов о его реальных владельцах. В 2006 году на встрече с коллективом Нурсултан НАЗАРБАЕВ озвучил идею национализации предприятия, которое на тот момент уже погрязло в долгах. В 2010 году его вернули в государственную собственность. Специально для этих целей местные власти создали КГП «Жайык Балык».
Сам же «Атырау Балык» в 2012 году решением суда был признан банкротом и официально прекратил свое существование.Незадолго до этих событий его владельцы предлагали властям выкупить предприятие, оценив его в 6 млрд тенге. Но в итоге всё его имущество, включая огромную территорию и производственные цеха на ней, было приобретено государством на аукционе за 250 млн тенге. И планов было громадьё – это и лов рыбы (до 15 тыс. тонн в год), и увеличение объёмов глубокой переработки рыбы, и строительство рыбоконсервного завода мощностью 5 млн условной тары в год. Основной целью национализации частного предприятия объявлялась госмонополия на добычу и переработку рыбы осетровых пород и чёрной икры. Однако за все годы своего существования предприятие так и не приступило к этой работе. Во всяком случае – официально.
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Унаследованные «Жайык Балыком» мощности были устаревшими и нуждались в капитальной модернизации. Новое руководство сдало только что приобретенное предприятие в аренду… бывшим владельцам. А само занялось активной деятельностью по закупу необходимого оборудования. Для увеличения основного капитала «Жайык Балыку» было выделено из бюджета 3,5 млрд тенге. На эти средства закупили сети, вентери, 10 рыбниц, 4 катера-"толкача", более ста лодок-будар, льдогенераторы, шкафы для заморозки.
Как позже установит Счетный комитет РК, всё это закупалось через череду посредников по завышенным в два раза ценам. Перерасход бюджетных средств составил при этом около миллиарда тенге. А в итоге предприятие не смогло воспользоваться приобретённой материально-технической базой. Планируемый лов осетровых не получился – Казахстан ввёл мораторий на их вылов в коммерческих целях.
Но в акимате не теряли надежды и делились планами. Теперь «Жайык Балык» должен был бросить все силы на освоение моря и заняться выловом и переработкой частика. Планировалось производство рыбного филе, рулетов, консервов, а также строительство завода по переработке привозной океанической рыбы. Но и этим планам не суждено было сбыться. Между тем финансовые махинации при приобретении оборудования и морской техники стали одним из пунктов обвинения в уголовном деле "ОПГ Бергея Рыскалиева".
А ТЕПЕРЬ – ОСЕТРОВЫЙ ЗАВОД
О дальнейшей судьбе предприятия мы поинтересовались в управлении сельского хозяйства Атырауской области. Оказалось, что постановлением правительства №1413 от 27 декабря 2013 года был определен новый субъект государственной монополии по изъятию осетровых видов рыб из естественной среды обитания, их закупу, переработке и экспорту их икры и других видов продукции. Им стало республиканское государственное казённое предприятие (РГКП) «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» (УАОРЗ), что находится в Курилкино. В связи с этим постановлением областного акимата от 6 мая 2014 года все имущество «Жайык Балыка» стоимостью более 3 млрд тенге было передано на баланс осетрового завода. А «Жайык Балык» включен в перечень предприятий, подлежащих ликвидации. Процедура ликвидации запланирована местными властями на этот год.
Новый преемник – УАОРЗ оставил на своем балансе для использования в производственном цикле лишь 56 единиц имущества стоимостью 718 млн тенге. Всё остальное на заседании комиссии по приватизации объектов госимущества было решено выставить на торги. Речь идет о 3 282 единицах балансовой стоимостью 2,3 млрд тенге.
Кроме того, три объекта (здание пожарного депо, смотровой и контрольно-пропускной пункт) общей балансовой стоимостью 787 тыс.тенге были переданы МВД.
СЧАСТЛИВЫЕ ПОКУПАТЕЛИ
Торги проводились в период с 2015 по 2016 гг. В лотах значились вентеря, сети, мотолодки, УКВ радиостанции, приборы GPS и др. Общая сумма оценки имущества составила 829 млн тенге. Аукционы проходили в режиме онлайн на веб-портале госреестра (www.gosreestr.kz). Сначала, как того требует законодательство, торги шли по методу «на повышение цены». Желающих не нашлось, поэтому торги были признаны несостоявшимися, а новые назначены уже по методу «на понижение». Вот тут нужное количество участников нашлось, и торги состоялись.
Покупателям, надо сказать, повезло, они раскупили имущество по смешным ценам. К примеру, полторы тысячи рыболовных сетей были разбиты на лоты по 20 штук. Начальная стоимость – 619 тысяч тенге. А один из участников аукциона приобретает лот всего-то за 3 тысячи. Та же история с новенькими вентерями – лот из 20 вентерей со стартовой ценой в 1 млн 900 тыс. тенге реализуется за 7,5 тысячи. Мотолодка будара, оцененная в 2,9 млн тенге, уходит с молотка за 300 тысяч. Таким же макаром по смешным ценам были проданы разнообразные суда. Кто же стал счастливым покупателем? В атырауском департаменте государственного имущества и приватизации нам пояснили, что на основании договора купли-продажи они не имеют права разглашать данную информацию. Я изучила образец указанного договора. Там действительно имеется пункт о неразглашении. В общем, ответ на столь интересный вопрос остается тайной за семью печатями. А в государственную казну по итогам прошедших торгов удалось вернуть лишь 168 млн тенге.
Ну а что же с оставшимся имуществом, а именно с огромным земельным участком и цехами на нем? Как стало известно, в январе этого года весь комплекс балансовой стоимостью 264 млн тенге был передан городскому отделу ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. «Целью принятия на баланс данного предприятия является должное обеспечение сохранности имущества до принятия решения по вопросу о дальнейшей эксплуатации цехов. В настоящее время на указанном объекте никакая деятельность не осуществляется», – говорится в ответе отдела ЖКХ на редакционный запрос. В неформальной беседе один из работников отдела посетовал – никто сейчас не знает, что делать с этой махиной.
И СВЕРХУ НЕ ВСЕ ВИДНО...
То, что на предприятии не ведутся никакие работы, нам подтвердили и охранники «Кузет» на КПП комплекса. Более того, нас заверили, что кроме охраны на предприятии нет ни души. Доверяй, но проверяй. И мы понаблюдали за территорией предприятия. Среди разрушенных, полуразрушенных и заброшенных строений можно увидеть и добротные здания. Территория предприятия действительно хорошо защищена от посторонних лиц. У трех входов, не считая причала, имеются КПП с охраной. На охраняемой территории мы фиксировали пусть неактивное, но тем не менее передвижение автотранспорта. Ближе к самому причалу какие-то люди увлечённо что-то мастерят. В общем, жизнь в гиганте явно ещё теплится...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
18:11
2 декабря
Объявления
12:57, 27 ноября
11:07, 25 ноября
53
16:39, 26 ноября
10:13, 24 ноября
12
